Ауди
медицина

Каталог фаберлик
Ремонтненский район
1928. Вольская объединенная школа летчиков и авиатехников  E-mail

Вольская авиационная школа.Из истории 1-ой Вольской военной авиационной школы механиков

Вольская объединенная школа летчиков и  авиатехников  берет начало с приказа Реввоенсовета СССР № 221 от 13.07.1928 года о введении штата объединенной школы летчиков и авиатехников в г. Вольске, с переменным составом 650 человек.

В этом же приказе была поставлена задача – подготовить учебно-материальную базу и с 1 сентября 1928 года начать плановые занятия в указанные сроки, а торжественное открытие объединенной военной школы летчиков и авиатехников состоялось 7 ноября 1928 года.

 

ШКОЛА ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ВВС СОВЕТСКОЙ АРМИИ (1931-1941)

Первый набор летчиков.

Первый набор летчиков.

Наступил 1931 год. Большими темпами развивается отечественная авиация. Для качественной подготовки самолетов к полетам необходимо было иметь высококвалифицированные технические кадры. Приказом Реввоенсовета СССР №44 от 6 июня 1931 г. Вольская объединенная школа летчиков и авиатехников была реорганизована и стала именоваться 2-ой военной школой авиационных техников (2-я ВШАТ).
Задача подготовки летчиков со школы снималась, но масштабы подготовки кадров авиационных техников намного увеличивались. В связи с этим начальник школы комдив Жаров Ф. И. был отозван в управление ВВС РККА, а начальником 2-й ВШАТ назначен комдив Харитонов Георгий Иванович, пробывший в этой должности менее полугода. Его сменил Михаил Тимофеевич Николаев, который прослужил до 1933 г.  МИХАЙЛОВ Н.И. бригадный комиссар, первый начальник политотдела ВШАТ Фото 1932 г.

Летом прибыло очень большое пополнение. В один набор необходимо было укомплектовать сразу несколько батальонов. Не хватало зданий и помещений. Силами преподавателей, командиров и курсантов началось строительство ангара, автопарка и зданий для учебных классов, для жилья курсантов и офицеров. Особенно большая необходимость была в постройке зданий под казармы, большинство курсантов нового пополнения жило в палатках.

Строительство первого здания началось в июле 1931 г. силами школы. Было создано 15 строительных бригад. Ежедневно после занятий курсанты расходились на строительные площадки и работали до ночи. Благодаря такому энтузиазму казарма в удивительно короткий срок, за 4 месяца, была построена, а 25 ноября курсанты переселились в нее из палаточного городка. В это же время началось строительство и нового учебного корпуса, которое было завершено в 1936 г.



Имевшиеся в наличии старые кадры уже не могли обслужить громадный приток нового пополнения курсантов. Большое увеличение количества курсантов потребовало увеличения и преподавательско-инструкторского состава. Поэтому при школе были организованы курсы подготовки преподавателей и инструкторов. Эти курсы сделали пять выпусков. Молодые преподаватели после стажировки в строевых частях вводились в строй, и большинство из них вскоре стало квалифицированными педагогами. На первое января 1931г. число молодых, выращенных в стенах школы, преподавателей-инструкторов составляло около 70 % всего обучающегося состава...

Занятие с курсантами на самолете Р-1. 1930 год.

Занятие с курсантами на самолете Р-1. 1930 год.



УЧИЛИЩЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ (1941-1945)



5 февраля 1941 г. приказом Наркома обороны СССР училище было переименовано в 1-ю Вольскую военную авиационную школу механиков. С 1 марта началась подготовка сержантов-механиков по эксплуатации самолетов. Первую половину 1941 г. школа жила, как и вся Красная Армия, обычной армейской жизнью, настойчиво решая новые задачи по подготовке сержантского состава для авиационных частей и успешно осваивая сложную авиационную технику. Были введены новые сроки обучения, и в соответствии с ними осуществлялась подготовка к первому выпуску курсантов. Началась энергичная работа по созданию учебной базы, переподготовка преподавателей и инструкторов для работы на новой технике. Курсанты набора 1940 г. по окончании годичного срока обучения были выпущены механиками с присвоением сержантских званий. Первый отряд младших авиатехников был выпущен в июне 1941 г. Большинство из них в составе авиационных частей участвовали в первых боях с фашистскими захватчиками, вероломно напавшими на нашу страну.

22 июня 1941г., ранним утром началась Великая Отечественная война. После сообщения Советского Правительства о вероломном нападении фашистской Германии весь личный состав был собран по тревоге и выстроен на плацу. Начальник школы военинженер 1 ранга Хадеев С. П. открыл митинг. Гневом и лютой ненавистью к врагу, страстной любовью и преданностью к Советской Родине были наполнены речи выступающих офицеров, курсантов, рабочих и служащих. Они выразили готовность встать на защиту Отечества.

5 выпуск авиатехников Уже к вечеру 22 июня в адрес командования школы стали поступать десятки резолюций партийных и комсомольских собраний, рапорты и письма с просьбой отправить на фронт. Нельзя без волнения и гордости читать документы тех времен:

«Курсанты 1-го батальона готовы отправиться на фронт и дать уничтожающий отпор фашистским разбойникам».

«Мы все как один, - говорилось в решении партийного собрания 3-го батальона (секретарь парторганизации, батальонный комиссар Палатников Н.В.), - сомкнем ряды вокруг Коммунистической партии, встанем на защиту наших рубежей и, если потребуется, отдадим свои жизни, чтобы отстоять великое дело социализма». Не было в школе такого коллектива, который не выразил бы свой гнев, возмущение вероломному нападению врага, свою готовность отдать все силы для разгрома фашистских захватчиков».

Перед школой была поставлена основная задача - быстрее и качественнее готовить кадры авиационных специалистов для фронта. Этим личный состав и должен был содействовать нашей победе в «смертельной схватке с коварным и злейшим врагом социализма - германским фашизмом». Необходимо было в кратчайшие сроки освоить новые самолеты и моторы, принятые на вооружение ВВС Красной Армии. Страна перевооружила Воздушный флот новой материальной частью, и потому требовались люди, способные владеть этой техникой, выжать из нее все, что она могла дать.

4 апреля 1942 г. к руководству школой приступил инженер-полковник Христюк Степан Харитонович. Это был опытный педагог. За деятельность по воспитанию офицерских кадров он неоднократно отмечался государством, был награжден: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3.11.1944 г. за выслугу лет орденом Красной Звезды; Указом Президиума Верховного Совета СССР 18.08.1945 г. за подготовку кадров орденом Отечественной войны 2-й степени; за подготовку кадров для Монгольской народно-революционной армии Постановлением Малого Хурала МНР от 6.11.1945 г. орденом «Полярная Звезда».

За военный период школа под его руководством проделала большую работу, связанную с освоением, накоплением и ремонтом новой материальной части и использованием ее для подготовки полноценных авиационных механиков, способных эксплуатировать самолеты на фронте. Это был период напряженного труда всего личного состава и, в первую очередь, преподавателей и инструкторов, на долю которых выпала основная тяжесть всей возложенной на них работы. Началось освоение новой техники, обучение на ней курсантов. Ремонтировались самолеты, осуществлялась помощь другим частям в овладении эксплуатацией новых самолетов и моторов.

Вольская школа первой из авиационных школ Советского Союза перешла к обучению курсантов на новых самолетах Як-1 (истребитель) и Пе-2 (пикирующий бомбардировщик). Эти самолеты поступили в школу в июле 1941 г. (три Як-1 и один Пе-2). Получаемые аварийные самолеты были основательно «раздеты», без оборудования, электропроводки и моторов. Эксплуатационному циклу с трудом удавалось из 2-3 собрать один учебный самолет. Суворов В.Н., Яновский Д. С, Чмут В. И. первыми взялись за изучение конструкции новых самолетов, моторов, оборудования, вооружения и методов их эксплуатации. Цикл обеспечил своевременное выполнение задания по ремонту и сборке самолетов. В результате, уже в ноябре 1941г. были собраны четыре Як-1, на которых были установлены моторы, смонтирована электропроводка. К маю 1942 г. в строю было 23 мотора ВК-105 и 11 самолетов Як-1.

Самолетный парк продолжал расти, и к 1 октября 1943 г. школа располагала таким количеством самолетов и моторов, которого вполне хватало для нормального обучения курсантов.




ЗАНЯТИЯ КУРСАНТОВ ШКОЛЫ НА САМОЛЕТЕ ЯК-1. Фото 1942 г.



Большую работу по созданию новой материальной части проделал моторный цикл. За 1942 г. из деталей разбитых моторов было собрано 12 ВК-105 и 8 моторов для изучения конструкции. Циклом было отремонтировано 24 мотора М-100, много различных агрегатов, инструментов и приспособлений. Заново была создана лаборатория дефектов мотора ВК-105п и его агрегатов. Кропотливая работа циклов по созданию новой материальной части сыграла большую роль в улучшении наглядного обучения курсантов.

В 1942 г. самоотверженным трудом эксплуатационного, моторного, самолетного, авиаремонтного и тактического циклов было разработано, изготовлено и внедрено в учебный процесс 914 схем, макетов, моделей, разрезов и витрин.

Оживилась рационализаторская и изобретательская работа. Только за 1942 г. было подано 645 предложений, принято - 623, реализовано - 360. К 1943 г. создано много действующих макетов, например: электрооборудование Як-1, управление взлетно-посадочными щитками Пе-2, бензосистема Пе-2, гидросистема шасси, костыля и другие.



КЛАСС КОНСТРУКЦИИ САМОЛЕТА ЯК-1 (слева), ПЕ-2 (справа). Фото 1943 г.



Таким образом, за два года войны в школе была создана богатая учебно-материальная база, обеспечивающая качественную подготовку авиамехаников для фронта.

Шли дни напряженной учебы. Строевая подготовка сменялась физической. Работа в мастерских чередовалась с учебой в аудиториях и на стрельбище. Школа жила дыханием войны. Весь сентябрьский выпуск 1941 г., изучивший первым самолет Як-1, был отправлен в действующие фронтовые авиачасти.

Наряду с обучением курсантов, обеспечением новой материальной частью и ее освоением личный состав эксплуатационного цикла и авиационных мастерских школы проделал большую работу по ремонту и восстановлению самолетов старых типов СБ и ДБ-3. Под руководством старшего преподавателя инженер-майора Суворова В.Н. и инструкторов - старших техников лейтенантов Яновского Д. С, Чмут В. И., Довгань П. А., Зарва Г. С, Волкова Д. П. в течение 11 месяцев было восстановлено 7 самолетов СБ, 3 самолета ДБ-3, а к концу войны еще 14 истребителей И-15 и 11 самолетов И-16. В декабре 1942 г. почти весь состав эксплуатационного цикла переключился на восстановление самолетов Як-1 и моторов ВК-105ПФ для фронта. Продукция мастерских шла под Москву, Сталинград, Кронштадт, Севастополь, Воронеж, а также в летные школы Приволжского военного округа. Всего за время войны в школьных мастерских было отремонтировано и передано в строевые части: 137 самолетов, 377 моторов различных типов, 254 винта, 347 самолетных лыж, свыше 2000 агрегатов и авиаприборов.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ШКОЛЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Слева направо: СУВОРОВ В.Н., ЯНОВСКИЙ Д.С., ДОВГАНЬ П.А., ЧМУТ В.И., ЗАРВА Г.С.



Наряду с ремонтом самолетов и моторов оказывалась помощь частям и учебным заведениям ВВС в освоении новой авиационной техники и ее ремонте, снабжении их наглядными пособиями, переподготовке летчиков и техсостава. Школа младших авиаспециалистов была обеспечена полностью наглядными пособиями и учебными материалами. Ей был передан исправный самолет ЛАГГ-3 с полным комплектом схем, разрезов и макетов. Курсантский состав обучался нашим преподавательско-инструкторским составом.

В октябре 1942 г. была сформирована и подготовлена аэродромно-техническая команда, которая в 1943 г. отправлена в 17-ю воздушную армию на фронт.

Важным событием стало вручение школе Боевого Красного Знамени. В день авиации 20 августа 1944 года в торжественной обстановке на школьном стадионе от имени Президиума Верховного Совета СССР заместителем командующего ВВС ПриВО генерал-майором авиации Игнатовым состоялось вручение Боевого Красного Знамени. Школе предстояло хранить этот символ чести, доблести и славы как напоминание «каждому курсанту и офицеру об их священном долге преданно служить Родине, защищать ее мужественно и умело, не щадя крови и самой жизни». Это Личный знак.событие «подняло моральный дух и ответственность всего личного состава за выполнение заданий партии и правительства по подготовке высококвалифицированных специалистов для ВВС нашей Родины». Для охраны этой священной реликвии был установлен Пост № 1. Часовыми у Знамени стали назначаться только лучшие курсанты-отличники учебно-боевой и политической подготовки.

Коллектив школы принимал участие во всех общегосударственных мероприятиях партии и правительства, направленных на укрепление экономического и военного могущества нашей Родины и ее Вооруженных Сил.

25 мая 1944 г. «Правда» опубликовала обращение колхозника Саратовской области Ферапонта Петровича Головатого с призывом ко всем колхозникам усилить сбор средств на постройку самолетов, танков, пушек и другой военной техники. Свой призыв Ферапонт Петрович подкрепил личным примером. В июне 1944 г. в городе Саратове состоялся митинг, посвященный передаче нашему выпускнику майору Еремину Б. Н. второго самолета, построенного на средства Головатого Ф. П. Этот призыв нашел горячий отклик в сердцах тружеников села Вольского района, завода «Большевик» и коллектива Вольских учлетов и авиамехаников. Офицеры, курсанты, рабочие и служащие подписались на государственный займ на сумму более 6 млн. рублей, внесли в фонд обороны страны 1 244 752 рубля, на строительство танковой колонны «Саратовский комсомолец» - 90 345 рублей, на постройку самолета «Волжанин» - 251 032 рубля, в фонд помощи детям фронтовиков - 7 848 рублей.

Жены офицеров школы взяли шефство над тремя госпиталями в городе Вольске по уходу за тяжелоранеными бойцами, ремонту помещений, стирке белья, сбору посуды, обеспечению больничного уюта и обихода.

Весь состав школы сплотился в дружный монолитный коллектив, объединенный великой и священной целью освобождения Советской страны от фашизма. Долгожданная весть о победоносном окончании Великой Отечественной войны была встречена с огромной радостью и воодушевлением курсантами, офицерами, рабочими, служащими Красной Армии и их семьями.

Праздничным весенним утром 9 мая 1945 г. собрался личный состав школы на митинг, чтобы отпраздновать великую историческую Победу. Начальник школы инженер-подполковник Христюк С. X. подвел краткий итог работы педагогов и курсантов за годы войны, указав, что и личный состав внес свой «скромный вклад в дело победы над фашизмом». Каждый офицер, сержант и курсант своим напряженным трудом и учебой укреплял боевую мощь Воздушных Сил Красной Армии, честно и добросовестно выполнял свой долг перед Родиной по подготовке квалифицированных и стойких кадров для фронта.

Школа воспитала двадцать девять Героев Советского Союза, прославленных летчиков страны. Десятки и сотни ее воспитанников получили высокие награды Родины.


ВОЛЬСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945-1964)



Победоносное окончание Великой Отечественной войны открыло новый исторический этап в жизни страны, переход к мирному созидательному труду. Но вместе с тем произошли изменения в отношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции, которые характеризовались, прежде всего, враждебными политическими акциями сторон. Начинается эра «холодной войны». Формируются военно-политические блоки, на первый план выдвигается военно-политическая доктрина «массированного ответного удара» или «массированного воздействия». В условиях ужесточения конфронтации с бывшими союзниками Советский Союз, однако, не ослабил обороноспособность, сохранил на высоком уровне боевую мощь Вооруженных Сил. Был взят курс на строительство мощной, закаленной в войне с фашизмом кадровой армии, значительно сокращенной по численности, но оснащенной новейшими видами вооружения, способной решать боевые задачи.

Послевоенные годы открыли новую страницу в развитии советских Военно-воздушных сил. Их боевая техника стала принципиально иной, чем в годы минувшей войны. Реактивные самолеты быстро вытеснили поршневую авиацию. Это, несомненно, сказалось на профиле и специализации авиационных школ и училищ. В первый послевоенный 1946 г. Вольская военная авиационная школа продолжала готовить авиамехаников по эксплуатации истребителей (Як-3, Як-9), бомбардировщиков (Пе-2 и Ту-2). Эта боевая авиационная техника выдержала испытания в воздушных боях во время войны. Было произведено 3 выпуска механиков.

В школе в это время имелись 52 хорошо оборудованные лаборатории и 14 цехов ремесленной и ремонтной подготовки. Все они были представлены комиссии смотра-конкурса школ и училищ ВВС Приволжского военного округа. Среди технических вузов округа школа заняла первое место и была выдвинута на смотр-конкурс частей, школ и училищ ВВС Вооруженных Сил.



СЛУШАТЕЛИ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ ШКОЛЫ. ШИХАНЫ
Фото 1 сентября 1945 г.

Для оснащения учебного процесса материальной частью хорошо потрудились рационализаторы школы. Некоторые их предложения имели общевузовское значение: объемные макеты бензосистемы, масло-, водосистемы Як-3 и Як-9, действующий макет с регулятором оборотов двигателя Р-7, приспособление для подъема и выпуска шасси Ту-2 и приведения в действие других агрегатов гидросистемы самолета без запуска двигателя. Четырнадцать экспонатов, изготовленных рационализаторами, были отправлены на выставку наглядных пособий ВВС Вооруженных Сил, из них 10 были приняты комиссией выставки к изготовлению в стационарных мастерских.

Со временем в авиации более активно стала использоваться реактивная техника, поэтому весь 1946 г. многие преподаватели и инструкторы изучали реактивную технику на заводах, на сборах и в системе офицерской учебы. Для наглядного обучения были изготовлены действующие макеты реактивного двигателя. Это было все, с чем можно было приступать к обучению курсантов по новой программе. К трудностям в учебном процессе прибавлялись и трудности бытового порядка: недоставало казарменного фонда, испытывался недостаток мебели и хозяйственного оборудования.

Учебный аэродромВ декабре 1947 г. школа произвела первый выпуск курсантов по эксплуатации реактивных самолетов. Работа командования, преподавательского состава позволила добиться более высоких результатов на выпускных экзаменах по сравнению с 1946 г.: 77% выпускников окончили школу по первому и второму разрядам.

В 1948 г. больших изменений в специализации курсантов не было. Однако перед руководством вузов ВВС Главкомом была поставлена задача сделать их образцовыми военно-учебными заведениями. В 1948 году комиссии УВУЗ ВВС СССР и ВВС ПриВО отметили, что в Вольской школе проделана большая работа по освоению новой авиационной техники и организации учебного процесса, подготовке авиационных механиков по технической эксплуатации реактивных самолетов.

В начале 1949 г. школа перешла на новый штат. Увеличилось количество переменного и постоянного состава. Обучение велось по двум программам - со сроками в один и полтора года. Изменилась и специализация подготовки курсантов - основная масса их готовилась по эксплуатации реактивной техники. Кроме того, школа начала выпускать авиационных техников и продолжала обучение авиамехаников.

В связи с недостатками инструкторского состава и авиационной техники занятия пришлось вести в две смены. Трудность состояла и в том, что большинство инструкторов и курсовых офицеров впервые начали вести занятия с курсантами.

Основное внимание в методической работе было уделено подготовке молодых преподавателей, инструкторов и курсовых офицеров. С ними проводились сборы по циклам, инструкторско-методические и показательные занятия, изучались «Указания по методике обучения курсантов в технических вузах ВВС» с последующим принятием зачетов. В работе методических совещаний, предметно-методических комиссий и педагогического совета школы преобладали вопросы организации учебно-воспитательной работы. Много внимания было уделено обеспечению лабораторий новыми агрегатами двигателей и самолетов, предметами оборудования и вооружения.

Так, эксплуатационный цикл построил служебное помещение и помещения для служб. Авиаремонтный цикл оборудовал медницкий и столярный цеха. Заново были оснащены лаборатории тактического цикла, лаборатории по конструкции самолетов и двигателей.

В конце года приказом Главкома ВВС СССР №02828 от 31 октября 1949 г. начальником школы был назначен инженер-полковник Никифоров Яков Александрович. Он прошел Советско-финляндскую, Великую Отечественную войны, имел богатый опыт подготовки офицеров. Еще до управления школой был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды; юбилейными медалями «XX лет Рабоче-крестьянской Красной Армии», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «XXX лет Советской Армии и Флота».

В 1950 г. задание по подготовке специалистов было самым большим за всю историю школы. Стали поступать реактивные самолеты МиГ-9, Ил-28. Было получено два самолета МиГ-15, что позволило начать обучение непосредственно на авиационной технике. Улучшилась работа молодых преподавателей, инструкторов и курсовых офицеров. Комиссия заместителя командующего ВВС ПриВО в октябре 1950 г. отметила большую работу личного состава циклов по оборудованию лабораторий, цехов и положительно оценила методическую работу в школе. Качество подготовки курсантов непременно отразилось на более высоких показателях выпуска 1950 г. Количество отличников в школе увеличилось за год в два раза.

В течение десяти лет школа готовила и выпускала кадры сержантов-механиков, которые являлись наиболее многочисленным отрядом авиаспециалистов по техническому обслуживанию поршневых самолетов. С появлением реактивной техники росла нужда в высококвалифицированных, теоретически подготовленных кадрах авиационных техников. В истории школы наступает следующий этап - подготовка офицеров - авиационных техников.

В июне 1951 г. приказом Министра обороны СССР школа была преобразована второй раз в 1-е Вольское военное авиационно-техническое училище по подготовке офицеров-авиатехников с двухгодичным сроком обучения. Со всех концов страны теперь прибывала молодежь со средним образованием. Снова началась напряженная работа по перестройке учебного процесса в соответствии с новой программой, расширению учебной базы, подготовке лекций, учебных и наглядных пособий, переоборудованию лабораторий и цехов для обучения на реактивной технике. В мае-августе 1951 г. было произведено четыре последних выпуска сержантов-механиков и выпуск ускоренного набора авиатехников - младших лейтенантов для транспортной авиации погранвойск Министерства государственной безопасности.

1951-1952 годы для училища были периодом перестройки всего учебного процесса как в связи с переходом на подготовку офицерских технических кадров, так и изучением реактивной техники. Опять в первых рядах опытные кадры, бывшие курсанты, а теперь преподаватели, инструкторы, техники. С большой любовью и теплотой отзываются выпускники училища тех лет о своих преподавателях, которые отличались трудолюбием, высоким профессионализмом, чутким вниманием к курсантам. Среди них преподаватель теории полета самолета майор т/с Чмут В. И., преподаватель электротехники подполковник т/с Зарва Г. С, преподаватели самолетного и моторного циклов: подполковники т/с Валуев А. В., Волков Д. 3., Шумилов М.А., Яновский Д. Ф.; майоры т/с Довгань П. А., Дверницкий Н. А., Меженов М. В., Субботкин А. Г., Крылов В. В.

В 1953 году был проведен первый выпуск авиатехников-офицеров с присвоением звания техника-лейтенанта. В том же году училище переходит на трехгодичный срок обучения. Поэтому одновременно обучалось три комплектования со сроками обучения в два, два с половиной и три года. Это вызывало определенные трудности в планировании учебного процесса, распорядка дня...

 

Кто на сайте

Сейчас 63 гостей онлайн

Расписание

Расписание движения городских автобусов

Поиск по сайту

Справочник города Вольска.

Тут есть ответы на большинство Ваших вопросов.

История




Powered by Dapmoed
Автотехцентр "Антилопа-Гну" Магазин "Интим"

Вышивка