Ауди
медицина

БЕЛОГОРНОЕ (история)  E-mail

Храм в честь Покрова Божией МатериДеревня Самодуровка (современное Белогорное) была основана старообрядцами в 1666 году вдали от основных дорог и крупных населённых пунктов. Первоначально покинувшие Москву после церковной реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича староверы поселились в овраге, которому было дано название Климов дол. В лесах, окружавших овраг, они скрывались от гонений на протяжении следующих 100 лет. Жили в основном в землянках, рядом находился погост, следы которого сохранились до наших дней. Впоследствии хоронить начали на находившейся неподалёку Лысой горе. В правление Екатерины II преследования староверов прекратились, их поселение в Климовом доле стало государственным и получило название Самодуровка "в честь" его жителей. В сельцо начали съезжаться из Пензенской, Костромской, Нижегородской и Курской губерний. По данным переписи населения 1859 года в Самодуровке проживало 1628 мужчин и 1663 женщины, всего 469 хозяйств. Имелся православный молитвенный дом, девять мельниц, волостное правление Самодуровской волости Хвалынского уезда Саратовской губернии. Среди старообрядцев сформировались три общины: поморцы брачного согласия, феодосеевцы и тропарщики.

 

Имелся православный молитвенный дом. Православная церковь была построена в Самодуровке в 1910 году тщанием прихожан, которых вместе с приписанной деревней Покровкой насчитывалось более 7000 человек. Здание было деревянным, с колокольней, престол был освящён во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Дома для священника, дьякона и псаломщика принадлежали церковно-приходскому попечительству. В годы Советской власти храм в селе был закрыт.

К началу Первой мировой войны в селе проживало более 7600 человек. Имелось шесть молитвенных домов (четыре брачного согласия и два феодосеевских), церковно-приходская и две земских школы, староверческая библиотека, почтовая контора, еженедельно по понедельникам организовывались базары, каждый год 29 июня и 1 октября проводились ярмарки. В 1914 году была открыта общественная библиотека. Старообрядческие моленные в Самодуровке во основном назывались по именам владельцев домов: "Голодовкина" и "Доронина" у феодосеевцев, "Коробова" и "Кураткина" у брачников, которыми также были организованы моленные на Тюревской улице и в центре села. В архитектурном плане из всех молитвенных домов выделялся Тюревский, имевший купол с крестом и сводчатый потолок. Позже была открыта ещё одна моленная для необщинников, называвшаяся домом "Салмина".

В советские годы был сформирован сельсовет, начали работу колхоз "Боевик", машинно-тракторная станция. Все религиозные заведения села были закрыты, большое количество верующих подверглось репрессиям. Существуют свидетельства, что несколько десятков самодуровских старообрядцев, среди которых были наставники моленных, были зверски утоплены в Волге в районе Широкого Буерака. Местные школы были реорганизованы в одну семилетнюю, которая разместилась в здании закрытой центральной моленной (вскоре разрушенном, на его месте был впоследствии построен детский сад). С началом Великой Отечественной войны многие белогорновцы ушли на фронт, среди них двое удостоились звания Героев Советского Союза. Более 200 человек погибло на полях сражений. В 1961 году село было переименовано в Белогорное (по особенности окрестного ландшафта).

Фотографии Юрия Мещерякова.

 

В наши дни: 11 декабря 1999 г. в с. Белогорном был освящен новый Православный храм в честь Покрова Божией Матери. Храм представляет собой кирпичное здание, построенное по канонам церковной архитектуры, увенчано тремя куполами. В барабане одного из куполов размещена звонница. Храм имеет правильно устроенный иконостас, полностью расписан, оборудован всем необходимым для совершения богослужений.

СТАРООБРЯДЦЫ

Село Белогорное (Самодуровка) основано семейством Климовых, которое принадлежало к духовному сословию и, отказавшись принять реформы Никона, вынуждено было бежать из Москвы из-за преследований приверженцев старой веры. Оно поселилось в приволжском глухом дремучем лесу, где прожило тайно около 30 лет. После 1714 года, когда Петр I ослабил преследования староверов, обложив их двойным налогом [6. С. 531], беглецы вышли из леса, обустроили новое поселение, названное Самодуровкой, и стали жить открыто. В середине XVIII века в селе появился первый представитель поморцев инок Зосима, вовлекший в свою веру всех (около 400) жителей села. Около 1780 года среди староверов возник спор о законности совершаемых Зосимой браков, закончившийся через 3 – 4 года переходом части старообрядцев в новообрядцы, но образованный в 1791 году приход оказался немногочисленным. Около 1796 года Зосима построил в селе моленную.

До 1826 года в самодуровском приходе состояло около 1700 человек: из них 18 числились старообрядцами-поповцами, остальные – новообрядцами, хотя большинство из них тайно придерживалось поморства. В 1826 году поморцами объявили себя 300 человек (у них были 2 моленные), а к маю 1827 года – почти все жители села, и в списках новообрядцев осталось не более 100 человек. Ряды прихожан редели, и к 1834 году их осталось единицы. Чтобы поправить положение, с 1834 по 1837 год к самодуровскому приходу власти приписали до 150 новообрядцев, и в 1837 году в селе стало 348 новообрядцев, 2407 поморцев и 90 беглопоповцев. Вскоре беглопоповцы исчезли: часть их перешла к новообрядцам, часть – к поморцам. Около 1838 года среди старообрядцев вновь возник спор о законности брака. В результате некоторые из них перешли в единоверие, некоторые – в филипповское согласие. Последние вскоре преобразовались в федосеевцев. 14 мая 1839 года пожар уничтожил моленную, построенную Зосимой. Благодаря постоянно проводившейся между поморцами и федосеевцами полемике, в середине XIX века село превратилось в крупный старообрядческий центр. В 1850 году в нем проживал 2951 старообрядец, здесь была большая библиотека печатных и рукописных книг, отсюда велась активная пропаганда. В 1890 году в Самодуровке проживало 4307 старообрядцев и 987 новообрядцев. Последних в селе всегда было меньше, чем старообрядцев: со времени основания прихода их количество колебалось от 12 до 19% от общего числа жителей. Поморцы имели 2 моленные и часовню на кладбище, федосеевцы – 1 моленную. В селе действовало до 10 старообрядческих школ, в каждой из которых обучалось по 30 – 40 детей. К самодуровским наставникам для отправления треб обращались поморцы из многих окрестных сел и городов.

По словам носителей традиции, до революции в селе было 5 поморских (Большая; Тюрьская; Коробова; Филюшкина; Доронина) и 1 федосеевская (Голодовкина) моленные. Их все закрыли в 1937 году, когда по селу прокатилась волна репрессий за веру. С этого времени старообрядцы стали молиться тайно, по домам.

В 1948 – 50 годах поморцы поставили на кладбище часовню вместо разрушенной. В 1975 году им вернули бывшую Большую моленную, службы стали проходить явно. Эта моленная действовала до 1996 года, когда ее снесли из-за ветхости здания. Вместо нее поморцам предоставили в центре села другое здание, где службы проводятся до сих пор. В Белогорном сейчас проживают 655 человек, больше половины села составляют поморцы. Активно молящихся около 60 человек. На службу часто приводят детей, молодежь венчается в моленной.

Федосеевцы имеют собственную моленную в западной части Белогорного. По численности община составляет примерно четверть села, но постоянно собираются на моления только 8 женщин. Поскольку федосеевцы не признают законность брака, молящихся именуют «монашками». В общине есть мужчины, но наставника давно нет.

Поморцы и федосеевцы объединяются 9 мая на кладбище, отмечая родительский день. Обычно здесь собирается более 1000 человек: кроме старообрядцев села, много приезжих из соседних городов (Вольск, Самара, Саратов, Сызрань, Тольятти, Хвалынск) и сел. Под влиянием старообрядцев находятся и новообрядцы, составляющие примерно пятую часть села. Они также родительский день отмечают 9 мая и кресты на могилах ставят по-старообрядчески, с голубцами.

В наши дни, как и прежде, Белогорное является одним из крупнейших старообрядческих центров в Саратовской области. Оно пользуется большим авторитетом у старообрядцев поморского согласия.

 

 

Кто на сайте

Сейчас 88 гостей онлайн

Расписание

Расписание движения городских автобусов

Поиск по сайту