Ауди
медицина

1897-1914. История развития цементной промышленности в г. Вольске  E-mail

Глухоозерский цементный заводВ конце XIX в. в Вольске строятся первые в Поволжье цементные заводы. Окрестности этого города совместили в себе уникальное сочетание условий для развития цементной промышленности. Огромные залежи прекрасного, без вредных примесей сырья (мел, глина) сочетались с наличием водного (река Волга) и железнодорожного (железнодорожная ветка Аткарск-Вольск была построена в 1895 г.) путей сообщения, делавших возможным доставку топлива и отправку готовой продукции практически во все концы страны. Проблема рабочих рук для строящихся предприятий решалась за счет жителей Вольска и окрестных сел. Кроме того, рост городского строительства юго-востока России обеспечивал надежный рынок сбыта продукции. В результате в Вольске с 1897 по 1914 гг. было построено четыре цементных завода.

Завод Зейферта, ныне завод «Красный октябрь»
Первыми были пущены в строй завод Санкт Петербургского товарищества для производства Глухоозерского (впоследствии его переименовали в завод «Большевик») портландцемента и других строительных материалов. Спустя ещё четыре года купец Плигин построил завод, который потом перекупил Зейферт (ныне завод «Красный октябрь»)(1900 г.), от закладки до пуска завода проходило не более 18 месяцев. В 1912 году акционерным обществом «Ассерин» был основан ещё один завод, производивший цемент. Саратовское акционерное общество в 1913-1914 гг. построило ещё один завод.

В первую очередь пускались печи по обжигу сырья и цементные мельницы, потом достраивались остальные цеха и сооружения с использованием своего цемента. На время пуска оба цементных завода были оснащены шахтными печами системы Дича и Либана, самыми совершенными в то время в России. В первые годы существования предприятий производство расширялось за счет строительства новых печей тех же конструкций.
Благодаря высокому качеству сырья и новым технологиям вольские цементные заводы выпускали портландцемент наивысшего качества, которое намного превосходило требования технических условий приемки данной продукции, утвержденных Министром путей сообщения. Продукция вольских заводов неоднократно удостаивалась наград на Всероссийских промышленных выставках. Это обстоятельство, а также фактически монопольное положение на юго-восточных рынках России дало им возможность расширять производство и наращивать выпуск продукции, при существенном снижении ее себестоимости, даже в годы кризиса и депрессии начала ХХ века. В то время, когда многие из российских цементных заводов закрылись (в 1907 г. не работало 14 из 38 заводов), а другие работали с минимальной нагрузкой, производство цемента на вольских заводах в 1901-1908 гг. выросло с 3,2 до 5,3 млн. пудов. Выработка на одного рабочего поднялась на 33%. Себестоимость пуда цемента снизилась с 38 до 22,6 копеек, при обычной продажной цене с завода 37-39 копеек. В 1908 г. в Вольске вырабатывалось 13,4 % российского цемента. По количеству производимого цемента Вольск стоял на третьем месте в России после 1-й Черноморской и Донской группы заводов.
Оживление экономики после 1909 г. вызвало новое промышленное строительство и увеличение спроса на строительные материалы, что послужило очередным толчком к модернизации производства. С этого времени на вольских цементных заводах началась глобальная реконструкция: устанавливались вращающиеся печи с непрерывным циклом производства, значительно возросла энерговооруженность заводов. Усовершенствование производства позволило за три года вдвое увеличить выпуск цемента. В 1912 г., по данным Министерства торговли и промышленности, вольские заводы произвели 10,9 млн. пудов цемента из 95,1 млн. пудов цемента, изготовленного в целом по стране.
В 1913-1914 гг. в окрестностях Вольска были построены и пущены в строй еще два цементных завода. Владельцами их были С.-Петербургское акционерное общество "Ассерин" и "Саратовское акционерное общество по производству портландцемента". Пайщиками последнего состояли известнейшие саратовские мукомолы - Ф. П. Шмидт, О. П. Шмидт, В.А. Колесников, М.Ф. Волков и другие, а основной капитал выражался в сумме 1,5 млн. рублей.
Эти заводы были значительно меньше первых, но, оснащенные с учетом новейшем достижением техники, могли производить соответственно от 4 до 6 млн. пудов цемента в год. Производство завода "Ассерин", например, было подчинено принципу конвейера, что являлось новейшим достижением в цементной промышленности того времени. Все цеха его - от карьера до погрузки . были втянуты в одну линию, и сырье проходило минимальное расстояние до конечного продукта. Данное обстоятельство давало возможность значительно уменьшить число подсобных рабочих занятых в производстве и погрузке цемента, что в свою очередь сокращало его себестоимость.
Пиком производительности вольских заводов стал 1914 год. В это время они выработали 20 млн. пудов цемента, что составляло 13% общероссийского производства.

Производство вольских портландцементных заводов в 1897-1914 гг.

 

Год Число заводов Кл-во рабочих Объем пр. в млн. пуд. Объем пр. в % от произв. по России
1987 1 850 - -
1900 2 817 3.2 9.8
1903 2 854 3.7 -
1905 2 900 4.4 11.5
1908 2 1031 5.3 13.4
1910 2 1006 5.6 13.1
1913 3 1500 13.0 11.7
1914 4 3006 20.1 13.0


По размерам номинальной мощности производства вольские предприятия вышли на первое место в отрасли. Заводы же "Глухоозерский" и общества "Железо-Цемент" (бывший Зейферта) были одними из самых крупных в России. Вольский цемент использовался в Саратовской и прилегающих губерниях, отправлялся на Кавказ, в Закаспийский край, Среднюю Азию, Сибирь. Вольск, таким образом, стал центром цементного производства не только Поволжья, но и всего юго-восточного края России и Закаспийской области. Высокий уровень концентрации производства при растущем спросе на продукцию создал условия для монополистических соглашений крупных цементных фирм еще в самом начале ХХ века. Однако Поволжские заводы долгое время стояли особняком от подобных соглашений, хотя "Русское товарищество торговли цементами" неоднократно пыталось ускорить процесс их вхождения в синдикат. Только в 1914 г. "Ассерин" и "Железо-Цемент" совместно с "Обществом черноморского цементного производства", "Обществом мальцевских заводов" и товариществом "Э. Липгарт и Ко" вошли в цементный синдикат России.
По окончании гражданской войны усилия вольчан были сосредоточены на восстановлении цементных заводов. К сожалению, в 1920-м году на цементном заводе «Красный Октябрь» вспыхнул пожар, и пуск завода вновь отодвинулся. 5 ноября 1921 года завод заработал, перерыв в его работе составлял свыше 1000 дней. 2 сентября 1925 года удалось запустить и завод «Большевик». В 1927 и 1929 году были запущены заводы «Коммунар» и «Комсомолец».
Погрузка цемента в деревянных бочкахИнтересно то, что до 1935-1936 гг. цемент перевозился в деревянных бочках. При заводах были большие бондарные промыслы, для них завозили десятки тысяч кубометров леса. А в 1935 году началась планомерная работа по изменению правил отгрузки цемента. Теперь цемент отгружался в бумажных мешках. Для погрузки на волжские суда и в вагоны были установлены ленточные транспортёры. Теперь с цементом было удобнее работать и на стройках: куда проще было засыпать цемент в бетоносмесители из мешка, чем из бочки.
В трудные послевоенные годы Вольские цементники должны были обеспечивать повышенный спрос на цемент – разрушенное войной хозяйство страны требовало восстановления. Кроме того, уже началась холодная война и много бетона шло на строительство объектов, строившиеся для повышения обороноспособности страны. В 1949 году на заводе «Комсомолец» был успешно освоен скоростной обжиг клинкера. Инициаторы скоростного обжига машинисты вращающихся печей Д.А. Чернецов, А.И. Харитонов и директор завода В.А. Салтыков были удостоены Сталинской премии.
В 1951 году на заводе «Красный Октябрь» нашли ещё один способ повышения производительности вращающихся печей: была уменьшена влажность шлама поступающего в печь. За эту разработку машинистка сырьевых мельниц Т.А. Иванова также была удостоена Сталинской премии. В 1952 году Сталинской премии была удостоена целая группа новаторов из Вольска. Они разработали способ водяного охлаждения корпусов вращающихся печей. Таким образом, год за годом вольские цементники увеличивали выпуск цемента. Если в 1946 году выпуск цемента на всех четырёх заводов составлял 312 тысяч тонн, то в 1949 году уже 761 тысяча тонн.
В 1960-е годы на цементных заводах в строй были введены две 135 метровые вращающиеся печи производительностью 50 тонн клинкера в час. Тогда же были построены новый цементно-помольный цех с четырьмя мельницами, электровозное депо и тяговая подстанция. Вывоз из карьеров сырья для заводов стал осуществляться мощными промышленными электровозами. Погрузку 80-ти тонных вагонов-думкаров осуществляли 11 экскаваторов с ёмкостью ковшей по 4 и 8 кубометров.
В 1974 году один только завод «Большевик» выпускал 2,5 млн. тонн цемента. Для сравнения: в 1913 году все цементные заводы Российской империи выпускали 1,75 млн. тонн цемента. Вот такой большой рост!
Вольский цемент применялся и применяется на сооружении гидроузлов и электростанций. Он шёл на строительство новых промышленных центров. Знаменитая Останкинская телебашня тоже выстроена из цемента произведённого в Вольске. Вольский портландцемент по своему качеству находится на уровне лучших мировых стандартов, а тампонажный цемент был лучшим на просторах всего Советского Союза.
Маркушина С.В. кандидат исторических наук, Вольский исторический музей


цементный завод «Коммунар»

«Коммунар»

Один из старейших в Поволжье цементный завод «Коммунар» можно считать, что история ЗАО «ВолгаЦемент» неразрывно связана с историей «Коммунара».
26 мая 1913 года состоялась церемония закладки завода, а 11 апреля 1914 года пошел первый цемент. Оборудование было поставлено немецкой фирмой «Айме — Гезике и Конеган». Основой завода стали две печи длиной по 50 м и производительностью по 4 т/час.
С 1918 года по 1926 год завод стоял, а в 1928 году заработали вращающие печи.
В 1935 году предприятие впервые стало применять гидравлическую добавку - опоку, а в 1938 году получило первый экскаватор и автомашины. В период Великой Отечественной Войны завод был закрыт и пущен в эксплуатацию в 1947 году.
В качестве топлива на предприятии использовались и уголь, и мазут, и газ, на который завод был переведен в 1958 — 1959 г.г.
С 1951 года на заводе стало применяться орошение корпусов печей в зоне спекания, что значительно увеличило стойкость футеровки.
В 1963 — 1965 г.г. были смонтированы две сырьевые мельницы 2.8 х 55 м. После 1956 года печи были заменены с диаметра 2.8 на 3.6 метра, длина печей увеличилась до 60 м, а общий выпуск клинкера увеличился с 60 до 213 тыс. тонн.
В 1973 — 1974 г.г. была произведена замена корпусов цементных мельниц с 2.2 на 2.4 м и их производительность увеличилась до 18 т/час.
На заводе, за период работы, было основано производство свыше 15 видов цемента: тампонажный, сульфатостойкий, пуццолановый, белитовый для дорожных покрытий, для производства асбестоцементных изделий, особобыстротвердеющий цемент, цемент повышенной прочности и портландцемент марок 400 и 500.
В 2005 году в результате банкротства ОАО «АЦИ» завод был приобретен «НП Группа компаний WOB » и после проведения капитальных ремонтов оборудования цементного завода заработал стабильно. Это один из редких случаев, когда завод после банкротства не был уничтожен, а при разумном, хозяйском подходе стал нормально работать и давать прибыль.

 


 

«Красный октябрь»

Давид Богданович Зейферт с отцом и второй супругойДавид Богданович Зейферт, поселянин Екатериненштадта, а впоследствии саратовский почетный гражданин и купец 1 гильдии, хотя имел лишь домашнее образование, дела свои вел весьма успешно. На 1897 год ему принадлежала мукомольная мельница в Саратове на Большой Сергиевской улице, где работало до ста человек. Со второй половины 1902 года Зейферт открывает оптово-розничную лавку и в Вольске, на главной площади, оборот которой в 1903 году составлял 13471 рубль.

В октябре 1901 года Зейферт приобрел у Вольского купца М.Ф. Плигина недавно построенный им цементный завод, расположенный в 4 верстах от Вольска.

Приказчика в лавку и управляющего заводом Зейферт берет из немцев. Процветание Зейферта, однако, продолжалось недолго. Уже в 1903 году он прекратил платежи, объявив пассив по балансу 4695000 рублей. Из отчета Саратовского биржевого комитета видно, что фирма разорилась из-за земельных спекуляций, ничего общего не имеющих с мукомольным и цементным производством. Вследствие этого на заводе в том же 1903 году была учреждена администрация, а сведения о мучной торговле в Вольске в последующие годы уже не встречаются.

Опека администрации на цементном заводе продолжалась до конца 1913 года, по окончании которой Зейферт продал завод акционерному обществу .Железо-цемент. при посредничестве Санкт-Петербургского коммерческого банка за 4 млн. рублей в акциях завода. После этой удачной для него сделки, позволившей ему полностью расплатиться с кредиторами, он не только сохраняет завод, становясь крупным акционером, но и избирается председателем правления соединенных заводов общества. Главная контора завода и до, и после этого события находилась в Саратове на углу Большой Казачьей и Александровской в собственном доме Зейферта. В Вольске хозяин предприятия появлялся редко, видимо, лишь для улаживания дел с местной администрацией.

Завод, несмотря на финансовые затруднения, развивался и строился. Купив предприятие, оснащенное лишь шестью шахтными печами для обжига цемента системы Либина, Зейферт к 1909 году строит сначала две, а через два года, еще две такие печи. Кроме этого в том же 1911 году были пущены в строй две вращающиеся печи длиной 56 метров, давшие значительное увеличение выпуска цемента и главное - улучшение его качества.

В 1913 году закончено монтирование третьей вращающейся печи - гиганта длиной 75 метров, с производительностью до 1300 бочек цемента в сутки (в стандартной бочке - 10 пудов цемента). Однако печь не оправдала возложенных на нее надежд, так как была очень неудобна в эксплуатации и при ремонте. Зейферт даже начал процесс с германской фирмой Пфейфер, поставившей это оборудование. Начавшаяся 1 мировая война не позволила его закончить.

Производительность завода к 1913 году выросла более чем в пять раз - с 77 тысяч бочек в 1901 году до 407 тысяч бочек в 1913 году. Наивысший пик производительности завода приходится на 1914 год. Этому способствовало завершение реконструкции завода, но главное . появление крупнейших казенных заказчиков: Военно-Морского ведомства и Министерства путей сообщения, требовавших цемент на оборонительные сооружения. С 1916 года до 75% цемента вольских заводов шло на военные нужды. В это время на заводе активно использовался труд военнопленных австрийцев. На начало 1916 года на 216 рабочих производственных цехов (карьер, мельница, вращающиеся печи) завода Зейферта было 102 военнопленных.

Производительность завода практически не снижалась до конца 1917 года. В феврале 1918 года завод был национализирован, а дальнейшая судьба его владельца пока не известна.

 

Кто на сайте

Сейчас 202 гостей онлайн

Расписание

Расписание движения городских автобусов

Поиск по сайту

Справочник города Вольска.

Тут есть ответы на большинство Ваших вопросов.