Ауди
медицина

Гарантия на автомобиль, ЭТО НАДО ЗНАТЬ  E-mail

ГАРАНТИРУЕМ.

В борьбе за покупателя автомобильные дилеры изо всех сил стараются перещеголять друг друга, предлагая различные программы и условия гарантийного обслуживания, вплоть до «вечного». Однако наивно полагать, что гарантия покроет затраты на устранение всех возможных поломок. Как правило, она бывает весьма ограниченной (чем дольше гарантийный срок, тем больше ограничений на «гарантийные случаи») и не компенсирует расходов на возможные ремонты.

 

К тому же, как это ни прискорбно, приходится признать, что наши сограждане практически поголовно не знакомы с Законом «О защите прав потребителей» (далее — Закон) и, как следствие, очень часто становятся жертвами обмана со стороны работников автосервисов, осуществляющих гарантийный ремонт.
Чтобы не повторять чужих ошибок и не плодить при этом своих, давайте попробуем разобраться, как правильно себя вести, если в течение гарантийного срока ваш автомобиль сломался.
Три головы одного змея
Можно выделить три вида гарантии: предоставляемую государством, определяемую производителем автомобиля и дилерскую.
Суть государственной гарантии заключается в том, что государство выдвигает к производителям товаров требования о соответствии продукции, предназначенной для долгосрочного использования, различным стандартам. Если продукция допущена на наш рынок (или, как еще говорят, сертифицирована для него), то в соответствии с Гражданским кодексом РФ она «автоматически» получает полугодовую гарантию, регламентированную государством. Под гарантийным сроком в данном случае понимается срок, в течение которого покупатель может обратиться к продавцу (или изготовителю) в случае обнаружения недостатков, и изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя (п. 6 ст. 5 Закона).
Более длительный гарантийный срок устанавливается продавцом товара в договоре купли-продажи или же в гарантийном листе, где условия гарантии определяются продавцом (изготовителем). Однако с учетом п. 7 ст. 5 Закона продавец вправе установить гарантийный срок на товар только большей продолжительности, чем установленный изготовителем товара. А у товаров, продаваемых на нашем рынке, он, в соответствии с российским законодательством (п. 5 ст. 477 ГК РФ), не может быть меньше, чем шесть месяцев со дня передачи товара покупателю.
Обратите внимание, что по Закону гарантийный срок начинает течь именно с момента передачи автомобиля покупателю (а не с момента выпуска, поступления автомобиля к продавцу и даже не с момента оформления документов купли-продажи). Какие-либо иные условия должны быть специально предусмотрены договором купли-продажи, но и в этом случае гарантийный срок не может быть менее шести месяцев.
Кроме того, вы должны знать, что в соответствии с Законом (ст. 20) продавец (сервисный центр) должен продлять гарантию на товар на то время, пока он находится в ремонте (т. е. на период, в течение которого товар не использовался). Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. В случае же невозможности ремонта и замены товара на новый, гарантия должна исчисляться заново.
Еще одним важным законодательным требованием, о котором часто «забывают» сервисы, является то, что при устранении недостатков посредством замены комплектующих или составных частей основных изделий, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующие или составные части устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные, если иное не предусмотрено договором. Гарантийный срок в этом случае исчисляется со дня выдачи потребителю товара по окончании ремонта.
То есть на каждую запчасть производитель также дает свою гарантию, причем в том случае, если запасные части устанавливаются на новый автомобиль, находящийся на гарантии, гарантийный период на запасные части не может закончиться раньше, чем истечет срок гарантии на весь автомобиль. Например, на аккумулятор или стартер гарантия составляет 12 месяцев. Если деталь вышла из строя, скажем, через 11 месяцев и 27 дней и вам ее поменяли на новую, а через три дня она опять вышла из строя, то новую вам покупать не придется — действие гарантии на замененные запчасти возобновляется.
На практике же бывает так, что сервисный центр умалчивает о том, что он должен продлить гарантию, или же утверждает, что продолжает течь «старая гарантия», или ограничивает гарантию замененной детали. Так что знайте свои права и умейте их отстаивать. В редких случаях продавец пойдет на заведомо проигрышный судебный спор, ведь все товары, замененные по гарантии, продавец потом заменяет у изготовителя, то есть в спорах с вами он только теряет время.
Сложнее отстоять свои права по истечении срока гарантии, но и тут государство дает такую возможность. Если покупатель докажет, что конструктивные недостатки были еще до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента, то судебные претензии он может предъявить в течение всего срока эксплуатации, который определен законодательно: если этот период не указан в инструкции по эксплуатации, то он составляет 10 лет (ст. 6 Закона). Так что если во время срока эксплуатации в автомобиле выявлены «существенные недостатки, допущенные по вине завода-изготовителя», то потребитель вправе требовать их устранения и после истечения срока гарантии. Однако тут вам придется не сладко: дилер вряд ли сочтет какую-либо неисправность подпадающей под определение «существенные недостатки», поэтому определить это должен будет независимый технический эксперт, а доказывать свою правоту придется в суде. В настоящее время в Москве подобные экспертизы делают Автомобильный и автомоторный институт (ГНЦ ФГУП НАМИ), «МАДИтест», экспертные отделы ОПАР и Московского общества защиты потребителей (МОЗП). Стоит эта услуга недешево: в зависимости от сложности оценки, от 500 до 2,5 тысячи долларов, но все расходы понесет проигравшая сторона.
Ответственность ложится на всех производителей, и если будет установлено, что поломка автомобиля произошла по вине бракованной детали (скажем, разрыв бракованной шины привел к аварии), то ее изготовитель обязан отремонтировать весь агрегат. Однако на практике очень тяжело отсудить что-либо у изготовителя бракованной детали, причем даже в том случае, когда на руках имеется независимое экспертное заключение.
И наконец, приятная особенность любого гарантийного ремонта — не только бесплатно, но и срочно: заставлять автомобилиста «ждать детали» никто не имеет права. Закон предписывает осуществить такой ремонт в «разумный срок», который специальное постановление пленума Верховного суда в 2003 году определило как время, «минимально необходимое для совершения ремонта».
Эта норма позволяет автомобилисту, даже если его попросили подождать всего пару дней, обратиться в суд и потребовать выплатить компенсацию за вынужденный простой автомобиля в размере 1 % от его стоимости за каждый день простоя, что зафиксировано в ст. 23 Закона. И еще одним священным правом каждого автомобилиста, чья машина все еще находится на гарантии, является получение бесплатного эвакуатора (ст. 18 п. 7 Закона). Поскольку машина весит больше пяти килограммов, то ее доставка к месту гарантийного ремонта для диагностики и устранения неисправности является проблемой организации, осуществляющей гарантийное обслуживание.
Основная и дополнительная гарантия
Итак, производитель любого товара, в том числе автомобиля, обязан обеспечить его нормальную работу на протяжении гарантийного срока, который устанавливается законодательно или договором.
Гарантию на машину обязан обеспечить продавец, который в сделке купли-продажи выступает от имени автопроизводителя. Законодательством определено, что срок гарантии на товар должен составлять не менее шести месяцев, если иное не предусмотрено договором между продавцом и покупателем. Более длительный срок гарантии устанавливается дополнительным соглашением, которым является договор купли-продажи, гарантийная или сервисная книжка. Но на практике дилеры могут разделять декларируемый в рекламных проспектах гарантийный срок на несколько периодов (например, на «заводскую» гарантию и на так называемую «дилерскую», или «дополнительную»). Реальная гарантия будет предоставляться только в первый, «заводской», период, то есть, например, обеспечивать бесплатный ремонт всех узлов и агрегатов сервисы станут только в первый год после покупки машины, а затем в дело начнут вступать все новые и новые ограничения.

Все новые автомобили, независимо от места приобретения, сопровождаются заводской гарантией, но, как правило, оговаривается несколько ее видов: основная, гарантия на лакокрасочное покрытие и против сквозной коррозии кузова.
Основной является гарантия производителя на весь автомобиль, которая распространяется на все его части и компоненты, кроме специально оговоренных. Следует учитывать, что сроки действия гарантийных обязательств могут ограничиваться временем (от одного года) или пробегом (некоторые дилеры готовы устранять дефекты до наступления ста тысяч километров). При этом гарантийные обязательства зависят от того, что наступило первым.
Если обнаруженная неисправность была вызвана конструктивными дефектами, использованием некачественных материалов при производстве автомобиля или нарушением технологии производства, то дилеры без лишних вопросов заменяют дефектные детали новыми — конечно, при условии, что случай не принадлежит к разряду спорных. Подтверждением наступления гарантийного случая занимаются в сервисах специальные инженеры по гарантии. Если же случай спорный, то могут потребоваться результаты независимой экспертизы, которая подтвердит наличие «фирменных» дефектов или «не соблюдение условий эксплуатации». Инициировать такую экспертизу могут как сами автовладельцы, так и сервис, который хочет доказать, что очевидный на первый взгляд случай на самом деле не является гарантийным.
В любом случае следует внимательно ознакомиться с гарантийными обязательствами, которые отличаются не только у различных производителей, но и у различных марок авто. Причем иногда гарантийные обязательства различаются даже по регионам. Так, например, в сервисной книжке вы можете обнаружить раздел «Гарантии изготовителя для России», куда в связи с плохим состоянием отечественных дорог могут быть внесены некоторые коррективы (например, за исправность амортизаторов производитель будет «отвечать» только в течение первого года эксплуатации). Также следует ознакомиться с перечнем деталей, на которые вообще не распространяется гарантия (данный список также приведен в гарантийной или сервисной книжке). Как правило, это различные расходные материалы, подлежащие замене при очередном ТО, стекла, свечи, обивка, выхлопная система, щетки стеклоочистителя, колесные диски, резинотехнические изделия и другие детали, подвергающиеся естественному износу, а также некоторое дополнительное оборудование.
На ряд узлов и агрегатов общая гарантия может не распространяться, а для других ее объемы или сроки окажутся меньше, чем на весь автомобиль в целом (так, например, гарантия на магнитолу или аккумулятор может быть меньше общей). Для деталей, подверженных естественному износу, гарантия может быть частичной. Однако, например, износ приводных ремней зависит не от качества дороги, а от километража. Естественно, если ремень или тормозная колодка выйдут из строя в первый же месяц эксплуатации, то разобраться в причине и поменять их должен будет сам производитель.
Ответственность за исправность некоторых компонентов сторонних производителей, устанавливаемых на новую машину (например, шин, магнитол и другого дополнительного оборудования), может быть как включена в общую гарантию, так и переадресована на изготовителя данного товара. В последнем случае дилер при необходимости помогает урегулировать вопрос о гарантийных обязательствах с местным представителем производителя данного узла или детали.
Помимо гарантии производителя на весь автомобиль, значение имеет и гарантия на окраску.
Она распространяется на все окрашенные части кузова машины (в некоторых случаях исключается покрытие днища), и если повреждения лакокрасочной поверхности были вызваны использованием некачественных материалов или нарушением технологии окраски, то их должны бесплатно устранить. Гарантия на окраску не зависит от пробега автомобиля и обычно составляет три года, хотя некоторые дилеры применяют собственные стандарты (в сторону как уменьшения, так и увеличения гарантийных сроков). В любом случае, добиться соблюдения этой гарантии весьма не просто, так что она скорее носит рекламный характер.
Гарантия против сквозной коррозии также является одной из наиболее часто упоминаемых. Она подразумевает отсутствие сквозной коррозии на всех металлических кузовных панелях автомобиля и, в зависимости от производителя, может быть как на год, так и пожизненной — без ограничения пробега. Но тут, во-первых, следует отметить, что сквозная коррозия на современных автомобилях — событие чрезвычайно редкое, если, конечно, автомобиль не был хорошенько ободран или не побывал в авариях (а в этих случаях гарантия, естественно, снимается).
Кроме того, следует помнить, что в нашем законодательстве не определено понятие пожизненной гарантии, т. е. такого абстрактного термина действующее российское законодательство не допускает, а значит, и упоминать о нем бессмысленно.
И наконец, обратите особое внимание на дополнительную гарантию, которую дает вам продавец. Он по своему усмотрению может только увеличить, но никак не уменьшить срок заводской гарантии. Гарантия дилера начинает действовать после того, как закончилась гарантия производителя, но распространяется она, как правило, уже далеко не на все узлы, детали и виды работ, а только на оговоренные в специальном контракте. Поэтому вам необходимо внимательно изучить условия предоставления дополнительной гарантии, которые, скорее всего, изложены в договоре купли-продажи. При этом дилер сам составляет список деталей, узлов и агрегатов, на которые распространяется гарантия. Фактически это детали, которые почти никогда не выходят из строя. То есть с увеличением срока эксплуатации машины гарантийных деталей становится все меньше и меньше, а к его окончанию остаются, по существу, лишь номерные агрегаты — мотор и кузов.
Так что, говоря о гарантии продавца, следует иметь в виду только относительно крупные и уважаемые компании, для которых имидж значительно важнее, чем деньги, потраченные на ремонт. Но в любом случае гарантия производителя — вещь более стабильная и надежная.
Кроме того, если гарантия производителя действует и при выездах за границу (по крайней мере, в те страны, где есть дилеры данной марки, хотя и не все компании предоставляют данный вид гарантии), то гарантия дилера «привязывает» вас к конкретному сервису (или сервисной сети). Это значит, что, отправившись в путешествие на новой машине и ощутив все прелести ее некачественной сборки, владелец будет ремонтироваться за свой счет, даже если он находится на гарантии у дилера.

Итак, будьте внимательны при изучении текстов договоров. И не забывайте, что все условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными (ст. 16 Закона). Таким образом, если бумага и стерпит нарушение ваших прав, то уж судебные органы восстановят справедливость.

Снятие автомобиля с гарантии
Согласно ст. 29 п. 4 Закона, по гарантии, то есть бесплатно, можно отремонтировать любую неисправность в машине, если только она не произошла в результате действий «третьих лиц», сил природы или нарушения условий эксплуатации. Во всех остальных случаях закон стоит на стороне потребителей.

Однако «нарушение условий эксплуатации», за которое можно потерять право на гарантийный ремонт, трактуется автопроизводителями довольно широко:

использование не рекомендуемых заводом-изготовителем эксплуатационных жидкостей и материалов (в том числе и выявление случаев эксплуатации на бензине с другим октановым числом);
внесение изменений в конструкцию (любая замена стандартных узлов и агрегатов);
несоблюдение периодичности и объемов технического обслуживания (ТО);
превышение технических режимов эксплуатации (скорости, грузоподъемности);
повреждение в результате ДТП при необходимости замены крупного агрегата или рихтовки силового элемента кузова;
разборка либо ремонт узлов или агрегатов не на авторизованном сервисе;
использование в спорте, в качестве такси или для учебы;
внешнее механическое повреждение агрегата;
установка дополнительного оборудования не в сервисной сети завода-изготовителя;
изменение показаний одометра;
установка ламп освещения или аудиоаппаратуры увеличенной мощности;
отсутствие сервисной книжки или отметок в ней о пройденных плановых ТО;
нанесение дополнительных покрытий на световые приборы.
Кстати то, что любые работы, произведенные в автосервисе, не авторизованном производителем, считаются поводом для снятия с гарантии, является прямым нарушением ст. 16 Закона, в которой запрещено «обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных товаров и услуг». Максимум, что может сделать в этом случае дилер, — это снять с заводской гарантии только тот узел, который вышел из строя по причине такого вмешательства. Например, при установке аудиоаппаратуры и сигнализации вне сервисной станции официального дилера снимается с гарантии только электрооборудование автомобиля и только при условии вмешательства в штатную проводку. Впрочем, если используется мощная аудиоаппаратура (дополнительные усилители и т. д.), то дилер может сослаться на возможные перегрузки электрических систем, превышение номинальной нагрузки на генератор и аккумулятор и по этой причине отказаться от ремонта электрооборудования.
Однако заключение о причине неисправности вправе давать только независимая экспертиза, проводимая в присутствии установщиков и продавца авто. Впрочем, если дилер добавляет от себя дополнительную гарантию, то он может снять ее в соответствии с условиями договора, где специальным пунктом будет указано требование обслуживаться только в сервисной сети дилера.
Требование о проведении ТО только на авторизованном сервисе тоже не совсем законно. И автопроизводители неправомерно настаивают на том, что заводская гарантия сохраняется лишь при условии, что автомобиль обслуживался у официального дилера и якобы только он может ставить соответствующие штампы в сервисной книжке. В инструкции, прилагаемой к каждой машине, подробно указывается, как обслуживать каждый узел, обозначены сроки профилактического осмотра или замены деталей, а место проведения работ не оговаривается.
Другое дело — снятие с гарантии автомобиля, владелец которого нарушил сроки проведения планового технического обслуживания. Поэтому обязательно поинтересуйтесь допустимой погрешностью в пробеге и проследите, чтобы это было отражено в договоре. Например, «15 +/– 1 тыс. км» будет означать, что вы должны пройти ТО, когда пробег автомобиля составит от 14 тыс. км до 16 тыс. км. Согласитесь, что требование выполнять ТО точно на 15 тыс. км звучит более чем странно, особенно с учетом того, что в сервисном центре может быть очередь (обычно около недели). Однако случаи отказов по таким поводам нередки. Единственное, что можно посоветовать в таком случае, — это обратиться за разъяснениями непосредственно в представительство производителя данной марки.
Гарантия не распространяется также на поломки, которые произошли по вине пользователя. Так, например, если на колесном диске имеются механические повреждения, то о гарантии на элементы подвески можно забыть. Установку литых дисков и шин, не рекомендованных заводом изготовителем, официальный сервис вправе интерпретировать как перегрузку узлов подвески, приводящую к их преждевременному износу и поломке. А дополнительное навесное оборудование «обвиняется» в нарушении заводского лакокрасочного покрытия и изменении кузовных деталей автомобиля.
К нарушениям условий эксплуатации дилер может отнести не только участие в любых спортивных (пусть даже любительских) соревнованиях, но и просто неаккуратную езду. Так что о каких-либо нарушениях скоростного режима, выездах на бездорожье и участии в «покатушках» на официальном сервисе лучше даже не заикаться. Самое главное в разговоре с инженером по гарантии — это ваша непоколебимая уверенность в своей собственной правоте и твердая убежденность в том, что конкретный дефект — на совести изготовителя.
Нередко покупатели новых автомобилей жалуются, что на сервисе намеренно уклоняются от гарантийного ремонта, объясняя, почему тот или иной дефект можно устранить только за деньги клиента. И хотя дилеры на это возражают, что, мол, особого смысла ссориться с клиентами у них нет, потому что работы, выполненные в счет заводской гарантии, им оплачивает сам производитель, хотя и по менее выгодной ставке (цена нормо-часа уменьшается в среднем на 20 %), но подобные ситуации частенько встречаются.
Так что будьте предельно внимательны, получая гарантийные документы. Лучше сразу уяснить, чего не стоит делать и на что не нужно надеяться, чтобы потом не разочаровываться из-за непредвиденных расходов.
Заметки на полГарантияях
Не стоит обращать внимания на сроки гарантии, которые выставляются в рекламных проспектах, ведь на надежности автомобиля это никак не сказывается. Тем более что при длительной эксплуатации гарантия сильно дифференцируется и из пяти-шести заявленных лет поломки в большинстве случаев реально будут рассматривать только в первые полгода или год. Так что «гарантия» в последующие годы начинает выглядеть как способ прикрепить клиента к определенной сервисной сети с целью получить от него деньги на монопольное техническое обслуживание.
А почему вообще техническое обслуживание должно быть платным? Ведь, согласно действующему законодательству, плановые ТО в период гарантийного срока должны быть бесплатными. А между тем при техобслуживании автомобиля берутся деньги не только за замену расходных материалов, но и просто за проверку работоспособности узлов и агрегатов.
Так что гораздо честнее поступают предприятия, которые дают гарантию всего на год, но беспрекословно ее осуществляют и ручаются, что в течение десяти-пятнадцати лет кузов машины без каких-либо внешних воздействий не проржавеет.
А цифры гарантийного срока обслуживания являются лишь способом психологического давления на клиента: они должны внушить ему уверенность, что за время гарантии с машиной ничего не случится (по крайней мере, по вине изготовителя). Но ведь если вы ездите в сервис по поводу поломок год, два или несколько — это уже неважно: неприятен сам факт постоянных поломок машины в этот период.

Перечень видов работ, на которые гарантия не распространяется
Все виды диагностических работ, в том числе проверка на тормозном стенде
Регулировка углов установки и схождения колес
Балансировка колес
Измерение расхода топлива
Корректировка регулировок двигателя
Подгонка и регулировка положения дверей и крышек люков для устранения естественного провисания их с целью снижения по возможности шума ветра в салоне и устранения не плотностей по периметру дверей и люков
Регулировка света фар
Работы, связанные с чисткой топливных баков, трубопроводов, топливных насосов, форсунок и другой топливной аппаратуры
Гарантийные обязательства на не оригинальные запчасти и сервисные услуги не дилерских СТО
На не оригинальные запчасти, произведенные на заводах для вторичного рынка, также предоставляется гарантия. Различается 2 вида гарантии.
Первая предоставляется заводом производителем запчасти. Обычно это 1 год. Но на многие виды запчастей гарантия не предоставляется. Сюда относятся запчасти ходовой и др. Причина - наши дороги.
Вторая предоставляется продавцом запчасти. Магазины сами определяют срок гарантии, но не более 1 года. Как правило для получения гарантии требуется установка ее на сервисной СТО.
На запчасти, купленные на рынках, с рук гарантия не предоставляется. На запчасти, устанавливаемые не на дилерских СТО гарантия не предоставляется

 

Кто на сайте

Сейчас 159 гостей онлайн

Расписание

Расписание движения городских автобусов

Поиск по сайту

Справочник города Вольска.

Тут есть ответы на большинство Ваших вопросов.