Ауди
медицина

Белогродня  E-mail

Карта Вольского уезда 1783 года.

Владельческое село Белогродня, Вольского уезда. По данным на 1859 год в селе была каменная православная церковь (Орлов-Денисов, граф – землевладелец, его тщанием в 1846 году была построена каменная церковь), 147 дворов и 997 жителей.

 

Карта Европейской России и Кавказского края 1862 года. Село Белогродня , Вольского уезда.

Фрагмент карта Стрельбицкого 1871 год. В селе Белогродня  уже 150 дворов.

Белогродни занимают береговую высокую площадь. С трех сторон эта площадь,  с лицевой, прилегающей к Волге и с боковых, имеет чрезвычайно крутые берега. Боковые стороны Белогроднинской площади образуются двумя большими оврагами саженей в пятьдесят шириной и версты на две длиной. Овраги эти покрыты густым, частым лесом, состоящим из дуба, березняка и осины. Над обоими оврагами возвышаются две большие каменные горы. Одна из этих гор, лежащая к востоку от Белогроден, носит название Хохлатка и имеет на своей вершине площадь в несколько десятин, на которой в недавнее время садили арбузы. Другая гора, лежащая к западу от этого села, называется Белой или Поповой горой и имеет кругообразное возвышение. Белая или Попова гора состоит вся из белого мелового камня, употребляемого жителями на беление комнат. От этой горы Белогродни и получили свое название. От Хохлатки и Поповой горы на большом расстоянии внутрь материка идет ряд оврагов с местными названиями, именно: овраг Попова конюшня, Золотой овраг, Семенов овраг и др. Семенов овраг отстоит от Белогроден верст на семь. В этом овраге в старое время находились раскольничьи скиты; ныне от них остались одни развалины. Рассказывают, что лет сорок назад, в оврагах этой местности скрывался известный здесь разбойник Кутырев, солдат с. Ключей, три раза бегавший из Сибири. В последний свой побег этот разбойник, человек маленького роста, рябоватый, бойкий, речистый, завел шайку себе подобных удальцов в двенадцать человек. Между ними были три женщины и один мордвин. Большинство их вышло из с. Шихан. Переходя из оврага н овраг, которыми богата Шиханско-Белогроднинская местность, перебираясь с бугра на бугор ( Верстах в четырех от Шихан есть бугор Кутырин, названный по имени Кутырева. Говорят, что на бугре Кутырев имел свой стан), разбойник Кутырев внезапно появлялся в селениях, входил в дома и брал то, что ему было нужно. Преимущественно он брал одежду, скот и хлеб. Кроме того он появлялся на крестьянских полях, отбирал у жнецов хлеб, заходил на пчельники за медом. Шайка его вооружена была ружьями, пистолетами, ножами. Даже и женщины имели при себе оружие. Но шайка эта занималась только грабежом, убийств не совершала. Жители окрестных сел, как-то: Ключей, Шихан, Рыбного, Белогроден, хорошо помнят Кутырева и рассказывают про его удалые похождения. Разбойничал он целое лето. Было несколько высылок от окружных сел, но все они были безуспешны. Пойман он был уже осенью в г. Вольске, на постоялом дворе, после чего был наказан и снова сослан в Сибирь.

Описанная Белогроднинская местность, страдает одним существенным недостатком: на всей площади нет ни одного колодца, и за водой крестьяне спускаются вниз к Волге, по длинным, крутым взвозам, или в овраг к источнику.

Село Белогродни отстоит от местного города в 17 верстах, от с. Рыбного в 7 в., и состоит из 220 деревянных домов, крытых тесовыми крышами. Дома эти отличаются простором и разделены широкими улицами. На конце села, при въезде в него, стоит большая, высокая каменная церковь.  Построена она в 1849 г. графом В. В. Орловым-Денисовым. Престол в ней во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Иконостас ее украшен живописными образами столичной работы. Местные иконы покрыты апликовыми ризами. В алтаре на престоле имеется весьма ценный сребро-позлащенный ковчег большого размера.

Белогроднинские жители все крестьяне собственники, пользующиеся дарственным наделом, в размере одной десятины с половиной на ревизскую душу, так как помещик их граф Михаил Васильевич Орлов-Денисов подарил им сверх надела по положению 19 февраля 1861 года еще по 300 квадр. саж. на душу. В прошлом столетии принадлежали они к дворцовому ведомству. Вскоре после 1790 г. с. Белогродни было пожертвовано Императрицей Екатериной II графу А. И. Васильеву, от которого перешло к его дочери, вышедшей замуж за графа В. В. Орлова-Денисова.

Так как дарственной земли для них было недостаточно, то они со времени освобождения своего от крепостной зависимости снимали участок земли у местного владельца в количестве 2928 дес. казен. меры за 7500 руб. Такой порядок вещей продолжался у них 20 лет, достаточно обеспечивая их сельскохозяйственный быт. Но с 1881 года владельцы нашли невыгодным для себя сдачу земли целым участком, а стали сдавать землю крестьянам по-десятинно, возвышая цену за каждую десятину до 7 рублей с назначением отдельной платы за выгон для скота. Новый порядок арендования земли повлиял на уменьшение занятия полевым хозяйством и на оскудение благосостояния жителей. Всех жителей в Белогроднях считается муж. пола 578, жен. 640.

Крестьяне здешние крайне грубы, невежественны и распущены. Находящиеся между ними грамотники и грамотницы со старообрядческим направлением приносят не пользу, а вред населению. Большинство белогродненских жителей веры православной; но к церкви они весьма холодны, ходят в нее очень редко и довольствуются вообще одним внешним исполнением обрядов, как-то: крестят, венчают, берут молитвы. Не исполняющих христианский долг исповеди и св. причастия ежегодно бывает не много. Также как Терсинцы, любят они двуперстие и хождение «посолонь». Меньшая часть белогродненских крестьян раскольники бегло поповской секты и беспоповцы. Их насчитывают семейств двадцать. Руководителями этих сект в настоящее время состоят крестьяне, два слепца, Григорий и Евстигней Молодкины, ослепшие на девятом году своей жизни, Ефим Сидоров и села Барановки крестьянин, именуемый иноком Корнилием. Сказывают, что Молодкины обладают огромною памятью и что слышат от наезжающих к ним беглых попов, то передают своим последователям. Сначала Молодкины и Ефим Сидоров действовали вместе, но потом, по случаю соблазнов, производимых иноком Корнилием, они разошлись. Ефим Сидоров основал свою часовню и для требо-исправления приглашает из Вольска какого-то глаголемого инока Филарета.

В новейшее время часть раскольников беглопоповской секты перешла в австрийскую веру.

К описанному приходу и имению принадлежит деревня Плетневка, составлявшая в XVIII столетии собственность дворцового ведомства. Лежит она в 10 вер. от своего села, при р. Багае. Домов здесь числится 205, жителей м. п. 468, ж. 568; жители все православные. Кроме земледелия они занимаются посадкой капусты на своих огородах, лежащих на низких берегах Багая, отчего получают немалую прибыль.

Много перебывало в Белогроднинском приходе священников, но они вообще служили здесь не подолгу. Главная причина тому – скудость средств по содержанию, отчего здешние священники часто перемещались в другие приходы. Известно, что раскол, не принимая православных священников для исправления у них треб, почти не участвуют в содержании их. Случалось также, что в Белогродни посылались худшие священники, бывшие под судом и наказанием за какие-нибудь проступки, так как лучшие священники шли сюда с большой неохотой. Недавно служил здесь Михаил Павлович Лебедев, священник молодой, очень ревностный к насаждению православия в своем приходе. Бескорыстно и самоотверженно служил он делу Божию: вел противо-раскольнические беседы в храме, в домах, при исправлении треб, на поминках, при крестинах и проч. Примерное усердие его к православной вере в расколе вызывало озлобление против него, и раскольники причиняли ему грубые оскорбления словом и делом, которые он терпеливо переносил.

Лунин А.А.

По данным на 1911 год в Белогродненскую волость входили:

Село Белогродня, село Плетневка, село Рыбное

Используемая литература.

 

Кто на сайте

Сейчас 174 гостей онлайн

Расписание

Расписание движения городских автобусов

Поиск по сайту